14:52 "Образование в СССР». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компаниец С.Г. Фронтовик Великой Отечественной войны ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА на методическом семинаре лекторского состава МГСВ вооруженных сил, правоохранительн Тема: «Образование в СССР». Вопросы: 1. Краткое введение в историю образования в СССР. 2. Этапы образования в СССР. 3. Система народного образования в СССР. Виды и формы народного образования. Введение. При изложении темы не избежать таких терминов и их определений как, например, грамотность, ликбез, всеобуч, образование, наука, культура. Грамотность происходит от греческого grammata – чтение и письмо. Понятие грамотность представляет определенную степень владения навыками устной и письменной речи и является одним из показателей культурного уровня населения. Для оценки состояния образования в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции не избежать сравнения грамотности с дореволюционной царской Россией. Тогда в условиях низкого уровня школьного образования (в основном церковно- приходские и частные школы) грамотными считались лица, умеющие только читать, а об умении писать - это было привилегией только богатых. Многие народы и народности царской империи не имели даже своей письменности. Образование. Понятие образование в БСЭ (М.1974) представлено как процесс и результат усвоения систематизирован Образование - это необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею. Слово культура употребляется для обозначения исторически определенного уровня развития этого общества и человека, выраженного в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому применительно к названию темы настоящего семинара мы будем иметь ввиду советскую культуру в СССР - национальную по форме и социалистическую по содержанию. Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности Обобщая кратко приведенные выше термины и определения в теме «Образование в СССР», все они взаимосвязаны и воплощают в себе главные элементы диалектического единства в содержании и курсе образования, получившего в СССР наименование народного. Этапы развития образования в СССР. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции в своей первой политической программе РСДРП от 1903 года одной из главных задач была обоснована и поставлена ликвидация существовавшей общей безграмотности всего населения России и ее окраин. В.И.Ленин в 1913 году (п.собр.соч. 5 изд., т.23, стр.127) писал: « Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знаний, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России…. Четыре пятых молодого поколения обречены на безграмотность крепостническим государственным устройством России». Только после Великой Октябрьской социалистической революции в стране было введено всеобщее обучение, т.е. «всеобуч», обязательное обучение всех без исключения детей определенного возраста в общеобразователь Первым декретом в России о введении «всеобуча» было Постановление ВЦИК в октябре 1918 года об утверждении «Положения о единой трудовой школе РСФСР». Им узаконивалось обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах первой и второй ступеней. Восьмой съезд ВКП (б) принял программу коммунистической партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профобразования для лиц от 17 – летнего возраста. 20 августа 1923 года СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана Всеобщего обучения. 31 августа 1925 года ВЦИК и СНК РСФСР принятым Постановлением определили конечный срок введения начального всеобщего обучения в Российской Федерации 1933/1934 учебный год. Аналогичные законы были приняты правительствами Украинской ССР (5 августа 1925 г.), Белорусской ССР (7 апреля 1926 г.). В соответствии с решениями 16 съезда ВКП(б) (1930 год), Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 года Постановление «О всеобщем начальном обязательном обучении». В этот период была внедрена обязательная форма обучения для всего неграмотного населения, получившая название «ликбез». Помню в тот период, когда я учился в первом классе начальной школы, моя мама в этой же школе в 1933 – 34 г.г. посещала занятия по обязательному «ликбезу», как не умевшая до этого ни читать, не писать и считать не более до ста. У нас с мамой был один и тот же сельский учитель, единственный на наш поселок и на нашу начальную из четырех классов школу – Джима Федор Петрович. Это мой первый учитель, которому я обязан своей судьбой за то, что он привил мне с первого класса любовь к чтению художественной литературы. Мне, тогда 8-9 мальчишке, он предоставил в пользование всю свою домашнюю библиотеку. Мой отец, работавший кузнецом в зерносовхозе им.Электрозавода Всегда помню, он приходил после работы и с занятий вечером и с интересом объяснял маме и нам детям о понятиях в химии, о коррозии металлов, газообразных состояниях, что такое водород и таблица Менделеева. Об этом он получал знания на обязательных в то время занятиях, организованных для всех рабочих совхоза - механизаторов, слесарей, кузнецов, токарей, литейщиков, работавших в разных цехах центральных ремонтных мастерских автотракторного и комбайнового парков зерносовхоза в степях Оренбургской области. В БСЭ (изд.М.1974, т.5) приведены данные динамики учащихся в общеобразователь Таблица № 1
Успехи всеобщего образования в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы приведены в таблице № 2. Численность учащихся в классах общеобразователь Таблица № 2
В довоенные и послевоенные годы в СССР наряду со средним образованием получили развитие такие формы народного образования как средние специальные учебные заведения, профессионально- технические училища. В них поступали около 80 % учащихся после окончания восьми классов в дневных школах. Система народного образования в СССР. В 1971 году 24 съезд КПСС издал директиву в девятой пятилетке завершить переход на всеобщее среднее образование. Наиболее перспективным решением этой задачи стало развитие сети профтехучилищ, дающих среднее образование (при сохранении ведущей роли общеобразователь В СССР были созданы всесторонние государственные гарантии развития всеобщего среднего образования: права граждан на образование независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания и социального положения, установленного Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; государственная система учебно- воспитательных учреждений; наличие различных учебных заведений, дающих среднее образование, - средняя общеобразователь - вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодежи, средние специальные учебные заведения, профтехучилища (ПТУ, СПТУ), школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития; - единство и преемственность всех типов учебных заведений, возможности беспрепятственно - территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР; - совместность обучения лиц обоего пола; - государственный учет детей школьного возраста и контроль посещения ими школьных занятий; - укомплектование школ учителями соответствующей квалификации; - строительство и содержание школ за счет государства; - государственная помощь учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности. В системе образования СССР важную роль имеет институт высшей школы - структурная часть, образующая систему высшего образования. Высшее образование это совокупность систематизирован Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного рода высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразователь Система народного образования в СССР находит свое воплощение в структуре органов государственного управления образованием. Так все органы государственного управления образования в СССР с самого низа от района и до верху - отделы, управления, комитеты, министерства именуются «народного образования». Обобщая вышеизложенное. следует отметить, что основной путь получения образования в СССР - обучение в различных учебных заведениях, хотя не исключалось освоение знаний, умственное развитие самообразования в ходе общественно трудовой деятельности, восприятие культурно – воспитательных мероприятий и др. советской действительности Содержание и уровень образования в СССР определялись требованиями революционного процесса построения нового социалистическог Советская система образования отвергла сословно- классовый характер буржуазной школьной системы образования с присущим ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, с большим удельным весом частных и церковно - приходских школ, и установила такие принципы образования как: - равенство всех граждан на образование, обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер учебно – воспитательных учреждений, свобода выбора языка обучения, бесплатность обучения, содержание части обучающихся на полном государственном обучении, системы стипендий для учащихся и др.; - единство системы мер народного образования и преемственность всех типов учебных заведений; - единство обучения и коммунистическог - сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи; - связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой социалистическог -научный характер образования, его постоянное совершенствовани -гуманистический и высоконравственн -совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии. Образование в СССР имело различие: общее и специальное. Общее образование давало знания, умение и навыки, необходимые каждому человеку, независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное - необходимое работнику, определенной профессии и квалификации. В неразрывной связи с общим образованием в СССР было развито политехническое образование, имеющее большое социальное и народнохозяйстве Общее обязательное образования являлось необходимой основой специального включающего ряд отраслей: горная, радиотехническая По своему уроню специальное образование делилось на высшее образование, среднее специальное, профессионально- Все изложенное выше образование в СССР регулировалось и регламентировало Советское образование имело также идейную направленность программ, учебников и системы преподавания, вооружая учащихся подлинно научными знаниями на основе методологии марксистко-ленин Образование в СССР являлось органическим элементом советской социалистической демократии, законодательно закрепленной в Конституции СССР и Конституциях союзных республик, обеспечением широким развитием сети школ различных типов, высших и средних специальных учебных заведений. Изложенная система образования в СССР имела идейную направленность решения задачи по созданию предпосылок для различия между умственным и физическим трудом. Ныне в России просто с удивлением приходиться читать и воспринимать информацию о состоянии образования, когда множество детей подростков не учатся, а окончившие специальные ВУЗы и колледжи получают т.н.свободный диплом без трудоустройства и часто пополняют армию безработных. Тем временем под предлогом т.н. «оптимизации» в России набирает обороты процесс объединения и сокращения учебных заведений, подталкивающий к курсу на образование частных платных школ и учебных заведений, увеличивается нагрузка на учителей и преподавателей в результате сокращения их штатной численности. У автора этих строк остается впечатление от убогости одной частной школы, куда я дважды был приглашен провести урок мужества со старшеклассникам В советской системе школьного образования находил воплощение принцип сочетания обучения с трудовым воспитанием. Всегда помню мою сельскую начальную школу, где я начинал учиться в 1934 году. При школе были конюшня я для 3-х лошадей, коровник, мы дети участвовали в уходе за ними, жеребятами и телятами. А в весеннее – летний период функционировал наш школьный огород, где мы участвовали во всех работах по весенней посевной огородных культур для школьной столовой. Обеденный перерыв был после двух школьных уроков продлен до 45 минут для бесплатного школьного обеда. О том, какое было тогда время, представьте теперь, мы в летние месяцы ходили босиком. И все равно считаю моим везением и гордостью, что я родился в советское время (1926 г.) стал учеником этой советской начальной школы. А моим учителем был, привившим мне босоногому тогда мальчишке любовь к чтению художественной литературы. И поныне помню мои первые книжки, их названия и авторов. И поныне помню, тогда мне было уже десять лет, 18 июля 1936 года утром меня разбудила мама: «Вставай, большая беда, умер твой любимый писатель Горький». Мой первый учитель, как только началась Великая Отечественная война, был призван в армию, также как и многие другие учителя - мужчины нашей школы. На смену им пришли учителя из числа эвакуированных из районов, угрожавших немецкой оккупации Белоруссии и Украины. Учителя - женщины. Из числа учителей - мужчин с войны вернулись только двое. В школе стал преобладать несколько феминистский стиль воспитания учащихся, хотя в сущности это не отразилось на советских принципах школьного воспитания и образования. Тем не менее - это последствие войны. Всю систему послевоенного образования в СССР я прошел лично поэтапно и последовательно. Вынужденно прерванное войной образование с восьмого класса в 1942 году пришлось восполнять после войны в вечерней средней школе рабочей молодежи. С получением аттестата зрелости получил путь поступления в ВУЗ. Без лишней скромности могу заявить, что я горжусь советским образованием, которое ныне даже наши идейные противники Советского Союза вынуждены признать советское образование самым лучшим в мире, поистине народным образованием. Источники: 1. БСЭ СССР. М.1974. изд.3, т.т.5, 7,13,17,18 2. В.И.Ленин. полн.собр.соч., изд.5, стр.127. 3. Декрет, Постановление ЦИК от 18/10 -1918 г. «Положение о единой трудовой школе в РСФСР.» 4. Программа 8 съезда ВКПБ. «Программа общего обязательного и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и развития профобразования для лиц от 17 возраста». 5. Постановление СНК РСФСР от 20/8 – 1923 г. «О разработке плана всеобуча». 6. Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 31/8 -1925 г. «О конечном сроке введения начального всеобщего обучения 1933/1934 г.г.» 7. Решение 17-го съезда ВКП(б) (1930 г.). Компаниец С.Г. 03 января 2015 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |