03:07 Путин борется за Европу, Кирилл – за лидерство в православном мире В чем смысл гаванской встречи | |
Сегодня в аэропорту Гаваны встретились патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск. Глава пресс-службы Ватикана священник Федерико Ломбарди заявил, что подготовка к событию длилась в течение двух последних лет, хотя о нем объявили всего за неделю. Франциск говорил о вероятности встречи с Кириллом в ноябре 2014 года: «Я сказал ему: поеду, куда хочешь. Позвони мне, и я приеду». 22 января глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион отрицал возможность встречи в ближайшее время, но уже 5 февраля заявил, что она «станет первой в истории и ознаменует важный этап в отношениях между двумя Церквями». Не иначе, как силы Божьи вмешались. Политолог Александр Шумилин объясняет: «Здесь есть много символичного. Прорабатывались варианты встречи в Европе, потом возникли ассоциации Европы с гонениями на христиан, на представителей других религий, а впоследствии всякого рода религиозные войны. И решили все-таки провести встречу где-то в другом месте». Так определяется точка соприкосновения – Куба. Говорят, Рауль Кастро взял на себя инициативу проработать этот вариант еще в мае прошлого года, по дороге из Москвы он оказался в Риме и там беседовал с помощниками папы. И даже аэропорт не просто удобный пункт остановки, а символ: перекресток дорог, «пятачок» для мимолетных встреч и расставаний – мимоходом, по пути глав обеих Церквей в Новый Свет: патриарх Кирилл затем отправляется в поездку по странам Латинской Америки – Чили, Бразилию, Парагвай, понтифик Франциск – с шестидневным визитом в Мексику. У нас одно Евангелие, один ХристосНи столпотворений из верующих и журналистов, ни совместной молитвы. Беседа в аэропорту нейтральной, но дружественной страны, обмен подарками, декларация, адресованная международным политикам, меняющим ход истории, и просто добрым разумным людям. Главная тема переговоров – «положение христиан на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где осуществляется подлинный геноцид христианского населения», кроме того, главы церквей должны затронуть «актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики». Европейские христиане с надеждой смотрят на диалог лидеров католицизма и РПЦРИА Новости/Новости Всемирный русский народный собор – международная общественная организация, которую возглавляет патриарх Кирилл, заявила: «Мы выражаем надежду, что встреча Святейшего патриарха Кирилла и папы Франциска позитивно повлияет и на ситуацию на Украине, где каноническая Церковь переживает сегодня тяжелые дни... Несмотря на сохраняющиеся между христианами Запада и Востока богословские разногласия, православные и католики должны объединить свои усилия перед лицом дехристианизации, разрушения традиционной семьи и нравственности, антирелигиозного вандализма и кощунства». Йозеф Ратцингер, предыдущий папа римский Бенедикт ХVI, «желает успеха этому историческому событию и молится за него». Примас Польши, архиепископ Войцех Полак приветствует предстоящую встречу: «Это надежда на духовное сближение, на ту общность веры, о которой нас просит Иисус. Это надежда на совместный призыв к миру, примирению и прощению. То, что может быть очень сложно в политических контактах, становится все более возможным в духовных отношениях». «От каких-то политических игр нужно все-таки обратиться к реальности. Нужно понять, что страдают и гибнут реальные люди. И что, может быть, кому-то придется поступиться своими политическими интересами для того, чтобы спасти жизни людей. Речь сейчас все время идет о создании каких-то коалиций. Давайте создадим такую коалицию по борьбе с терроризмом, давайте другую. То здесь, то там создаются коалиции. Но ведь для того, чтобы победить это зло, нужна коалиция вообще всех людей доброй воли... Ведь у нас одно Евангелие, у нас один Христос, одни и те же заповеди евангельские, и мы одинаково воспринимаем отказ от этих христианских заповедей, которые мы наблюдаем, например, в странах Западной Европы», – добавляет митрополит Илларион. А ведь недавно это представлялось совершенно невероятным. Во всем виноват ГумбертРасколу христианской церкви положили начало события тысячелетней давности, когда между византийцами и латинянами (в те времена франками и греками) начали проявляться как богослужебные, так и вероучительные различия. Образец – письмо патриарха Константинопольского Михаила Керулария (1043-1058) своему «коллеге» патриарху Антиохийскому Петру III (по книге Александра Дворкина «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»): «Меня достигли слухи, что патриархи Александрии и Иерусалима следуют учению Папы Римского. Не только они принимают людей, которые вкушают пресный хлеб, но и иногда и сами совершают Божественные Тайны с опресноками. Кроме того, они запрещают брак священников: женатые не могут получать достоинство священства, но те, кто стремятся к рукоположению, должны оставаться безбрачными. Два брата могут жениться на двух сестрах. Епископы носят перстни на пальцах, как будто бы они берут себе в жены церкви; они утверждают, что носят их как залог. Они принимают участие в сражениях и оскверняют свои руки в крови: они отнимают у других душу и теряют собственную. До нас дошли слухи, что во время святого крещения они крестят одним погружением, призывая имя Отца и Сына и Святого Духа. Более того, они наполняют рты новокрещаемых солью. Они запрещают почитание мощей святых, а некоторые из них исключают почитание святых образов. Они не почитают среди святых наших великих святых отцов, учителей и святителей – я имею в виду Григория Богослова, великого Василия и божественного Златоуста – и не принимают их учение во всей его полноте». На эти писания Лев IX отвечал резкой отповедью: «Никто не может отрицать того, что, как крюком управляется вся дверь, так Петром и его преемниками определяется порядок и устройство всей Церкви. И как крюк водит и отводит дверь, сам оставаясь неподвижным, так и Петр и его преемники имеют право свободно произносить суд о всякой Церкви, и никто отнюдь не должен возмущать или колебать их состояния, ибо верховная кафедра не судится ни от кого». В заключение папа рисовал Церковь Константинопольскую как заблуждающуюся, грешную, скандальную (дескать, ею управляли даже женщины), до которой мать-Римская Церковь снисходит лишь по милости, но не по заслугам. Это было как-то такgorod-plus.tv В январе 1054 года на переговоры в Константинополь прибыли папские посланники во главе c кардиналом Гумбертом Сильвакандидским. Кардинал с вызовом вручает Керуларию недружественное письмо от Папы, патриарх оскорблен. Лев IX вскоре умирает – его дипломаты более нелегитимны, переговоры затягиваются и заходят в тупик. Гумберт смертельно этим обижен. О. Александр Шмеман пишет: «Рано утром 16 июля 1054 года легаты вошли в Святую Софию. Шла проскомидия. Отпихивая растерявшихся диаконов, легаты вошли в алтарь и положили на престол грамоту: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер – всем сынам Католической Церкви... Посему мы, не вынеся неслыханного пренебрежения и обиды для святого первого апостольского престола и всемерно стараясь поддержать кафолическую веру, властью святой и нераздельной Троицы и апостольского престола, легацию которого мы исполняем, и всех истинно верующих отцов, подписываем анафему... Михаилу и его последователям, если не покаются. Посему Михаил, по злоупотреблению называемый патриархом, неофит, только из страха человеческого принявший монашескую одежду и теперь обличенный в тяжких преступлениях, затем Лев, епископ Охридский, Михаилов сакелларий Константин, топтавший ногами латинское жертвоприношение, и все, разделяющие их заблуждения и гордость, доколе не образумятся, вместе со всеми еретиками, диаволом и его ангелами, да будут анафема, да будут анафема, – маран-афа. Аминь». То же самое легаты повторили в присутствии византийского императора Константина IX Мономаха и вельмож. Грамота легатов, в которой отлучались от Церкви только патриарх и два других клирика с их неназванными «последователями», никакой юридической силы не имела. Случившееся расценивалось лишь как временный провал одной из попыток примирения между двумя кафедрами, каких бывало много и раньше. Для современников все прошло почти незамеченным, большинство христиан того времени ни о каком расколе не слышали. Расколом, «чрезвычайщиной» это событие стало считаться на Западе лишь пару десятилетий спустя, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд. Кардинал Гумберт стал его ближайшим советником и, естественно, был чрезвычайно заинтересован в оправдании себя в той ситуации и в возвеличивании своей роли. В общем, просто «раздули историю». А в Новое время она рикошетом вернулась с Запада на Восток и тоже стала считаться началом разделения Церквей. От анафемы к аджорнаментоТаким образом, нынешняя встреча папы и патриарха – первая почти за шесть последних веков. Публицист Егор Холмогоров сообщает: «Предыдущая встреча предстоятеля Русской Церкви митрополита Исидора и Папы на Флорентийском соборе в 1437 году не закончилась ничем хорошим. Прибыв в обозе Константинопольского патриарха на переговоры об Унии православных с Римом, Исидор эту унию подписал и был затем согнан со своей кафедры благочестивым московским князем Василием II Темным. Москва осталась православной, когда «Второй Рим» пал перед ересью. Так и возникла идея Третьего Рима. Никакие встречи патриарха и папы были невозможны – Московский Патриархат был учрежден в 1589 году, в годы агрессивного наступления римо-католичества на православный мир, в частности – на Православие в Малой России. Спустя 7 лет, в 1596 году, благодаря предательству высшего православного духовенства будущей Украины, была заключена Брестская Уния, миллионы православных Западной Руси лестью и насилием заставляли молиться за Папу Римского. Понятно, что тут не то что никакой речи о встречах быть не могло – поляки уморили голодом в Кремле патриарха Гермогена, а при патриархе Филарете католиков, решивших принять православие, велено было перекрещивать». По слухам, Никодим случайно употребил яд, предназначенный для папы Иоанна Павла I, который скончался меньше чем через месяц При Петре I патриаршество было ликвидировано, а когда, уже в XX веке, его восстановили, Ватикан, регулярно протестовавший против гонений христиан большевиками, рассматривался врагом Советского Союза, в то же время Рим не оставлял попыток обратить гонимых в католичество, ни о каких встречах снова не могло быть и речи. Холмогоров продолжает: «Новые времена настали с началом в католической Церкви в конце 1950-х годов «аджорнаменто» – обновления. В Ватикане началась настоящая «перестройка», очень не нравившаяся католикам-традиционалистам. Одновременно римские понтифики начали настоящую «атаку любви» на православие. Рим и Константинопольский патриархат в Стамбуле едва не слились в экстазе экуменизма, что вызывало и у афонских монахов, и в Москве, подозрение, что «патриарх Стамбульский» Афинагор предал православие. В Русской Церкви за экуменические контакты отвечал митрополит Никодим (Ротов), один из наставников нынешнего патриарха, – он поддерживал с Ватиканом очень тесные отношения и даже скончался на приеме у папы римского к немалому смущению многих православных. Однако «никодимовская» линия отличалась от «афинагоровской» упором на социальные вопросы и дипломатию, а не на переговоры о вере. Им двигала надежда объединить усилия православных и католиков против безбожного наступления, а не подписать унию по вопросам веры, к чему тяготел Афинагор». После падения Советской власти встреча предстоятелей двух Церквей – Алексия II и Иоанна Павла II – оказалась невозможной из-за спора о влиянии на постсоветское пространство, и в России, и, в особенности, на Украине. Сегодняшний патриарх Московский, а тогда руководитель внешних связей РПЦ митрополит Кирилл как мог противодействовал католическому влиянию. Всему свое времяВ мире насчитывают 1,5 млрд католиков и 200 млн православных, из которых около двух третей приходится на Московский патриархат. РПЦ достаточно ревниво относится к политической и финансовой мощи Ватикана, поэтому продолжает предотвращать попытки проникновения католических пастырей на свою территорию. Мол, хватит с нас и Украины. «А угроза, конечно, есть, – считает политолог Александр Шумилин. – Тому причин множество, в том числе нынешний образ православной церкви, который является привлекательным далеко не для всех, даже для последователей православия. Ну, истории с Maybach – это уже крайности, а, приподнявшись ближе к позиции иерарха, можно вспомнить истории с квартирами, нанопылью и часами. Но это все отдельные моменты. Я думаю, что людей верующих и интеллектуально развитых в этом смысле может напрягать практически официальная позиция Церкви в поддержку власти, своего рода смычка с властью... Кстати, с Алексием не было проблем в этом плане. И поведение иерарха... очень настораживает». Сначала Иоанн Павел II способствовал распаду СССР, потом предпринял попытку экспансии католицизма на постсоветское пространствоРИА Новости/Дмитрий Донской «На деле все эти проблемы не так остры, – парирует главный редактор Московского центра Карнеги Александр Баунов. – Католическая экспансия на «канонической территории РПЦ», которая так пугала слабую после советского плена русскую Церковь в 90-е, практически свернута. Русская Церковь не бедна, а население теперь более патриотично настроено и в вопросах веры: не станет переходить в католицизм, видя в нем религию западного благополучия. Нелюбимого в Московской патриархии главу русских католиков Тадеуша Кондрусевича (поляк в Москве, смутное время) заменили на более приятного итальянца. Униаты Украины теперь точно навсегда отрезанный ломоть, зато у папы можно попросить немного пригасить их воинственность». То есть – отчего бы и не встретиться. Сближение, объединение христианского мира, пусть и символическое, перед лицом исламистского экстремизма стало возможным после прихода на ватиканский престол выходца из Аргентины папы Франциска, в миру Хорхе Марио Бергольо. «Франциск представляет другую часть католического мира, которая не знала ни наших богословских споров, ни Реформации и Контрреформации. Слова священники употребляют одни и те же, а острота восприятия в Европе и в Латинской Америке разная, – характеризует нынешнего главу католиков профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Борис Филиппов. – Франциск олицетворяет собой другой католицизм, без европейских негативных коннотаций. Христианство милосердное, христианство страдающее, а не воинствующее... И в своей церковно-политической деятельности Франциск не обременен европейскими предрассудками и не придерживается традиционных для Ватикана блоковых позиций. Это видно на примере позиции, занятой папой относительно роли России в разрешении сирийского конфликта. И на Украине позиция Ватикана разнится от позиции США и западноевропейских стран. О позиции папы по ближневосточному конфликту мы можем судить на примере теплого приема, оказанного им только что президенту Ирана Роухани. СМИ сообщают, что Роухани просил папу за него помолиться». С благословения КремляВ контактах с Ватиканом заинтересован и Кремль: Запад ему – удушающие санкции, обвинения в коррупции и в бомбардировках мирных сирийцев, он Западу – гуманистический жест. «Владимир Путин, не оставляя управления страной, явно задумывается о месте не только в национальной, но и в мировой истории. Кем он останется в ней – победителем (запрещенного в России – прим. ред.) ИГИЛ, спасителем христиан Востока, восстановителем христианской идентичности Запада или шекспировским злодеем? А может быть, он тот, при ком тысячелетний раскол церкви на западную и восточную будет преодолен? – предполагает Баунов. – Конечно, это почти невозможно, любой шаг в сторону канонического общения с католиками тут же вызовет церковный раскол дома. Но почему бы не попробовать сблизиться политически и идейно. Ведь в новейшей российской идеологической конструкции носители старых религиозных ценностей должны противостоять не друг другу, а представителям нового бездуховного глобального мира». Присмотревшись, мы увидим, что, в отличие от политического Запада, папа римский не позволяет себе резкостей в отношении Путина и России. Встреча с папой важна и для Кирилла – благодаря ей он предстает как вождь всего православного мира, оспаривая эту роль у патриарха Константинопольского Варфоломея. Это принципиально в преддверии Всеправославного Собора, который намечен на май этого года и пройдет на Крите впервые за двенадцать столетий. Франциск для Путина - важнейший фактор влияния на европейские элитыРИА Новости/Алексей Никольский Свои цели и у Ватикана. Последовательно встречаясь с буддистами, мусульманами, православными, Франциск, таким образом, подчеркивает планетарный, всечеловеческий, универсальный статус католицизма. Приведем мнение политолога Андрея Фурсова: «Идет процесс выстраивания мировой системы. Нынешняя мировая финансовая система трещит по швам, капитализм уходит в прошлое. Соответственно, нужен какой-то новый каркас, который бы удержал мир... Понятно, что религиям тоже надо договариваться. Естественно, папа римский хочет, чтобы договоренности были под его контролем. Диалог с другими религиями – попытка создать духовный каркас для нового мира». С учетом остро критического отношения Франциска к современным капиталистическим устоям, источником и образцом которых в первую очередь является Америка, и его огромного влияния в Европе, можно предположить, что гаванская встреча папы римского и патриарха Московского – это и еще и важнейший акт борьбы Москвы за симпатии Евросоюза: единое евразийское пространство от Атлантики до Тихого океана, от Лиссабона до Владивостока, в пику таким общезападным институциям, как НАТО и Трансатлантическое торговое партнерство США и ЕС, – давнишняя задумка Владимира Путина. Пётр Харламов | |
|
Всего комментариев: 0 | |