Главная » 2015 » Октябрь » 6 » «Участие институтов гражданского общества в патриотическом воспитании» (информационно-правовой материал)
21:56 «Участие институтов гражданского общества в патриотическом воспитании» (информационно-правовой материал) | |
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых указанным Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета. Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств (статья 14). В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации (статья 311, введена Федеральным законом от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» российское казачество оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе (статья 5). Содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» отнесено к целям благотворительной деятельности (статья 2). Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества закреплено в нормативных правовых документах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, основополагающие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями закреплены в Концепции реформирования государственной службы России. Правовую основу взаимодействия органов власти с общественными организациями в Российской Федерации составляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, федеральные законы: «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организация», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», «О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов», «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об Общественной палате Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об автономных учреждениях», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В субъектах Российской Федерации в рамках их полномочий также осуществляется регулирование отношений в сфере патриотического воспитания. Такое регулирование осуществляется путем принятия правовых актов различной юридической силы. Прежде всего – это законы субъектов Российской Федерации. Так, законы о патриотическом воспитании приняты в Московской области, республиках Адыгее, Алтае, Коми, Краснодарском крае, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Новосибирской и областях. В ряде субъектов Российской Федерации приняты республиканские целевые программы в области патриотического воспитания. Отдельно следует отметить модельное правотворчество в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Так, на 42-ом пленарном заседании МПА СНГ 16 апреля 2015 года Постановлением 42-6 был принят Модельный закон о патриотическом воспитании, в котором установлены правовые, экономические и организационные основы деятельности в сфере патриотического воспитания граждан. Целями патриотического воспитания граждан являются: - формирование у граждан гражданской идентичности, патриотических чувств и сознания; - привитие гражданам патриотического отношения к обществу и государству на основе высокой социальной активности, гражданской ответственности, готовности и способности к служению Отечеству и укреплению государства, обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Государственная политика в сфере патриотического воспитания должна основываться на принципах: - системного организационного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан; - адресной и индивидуальной работы с гражданами, многообразия средств и методов, учитывающих интересы и наклонности граждан, их уровень образования, социальное положение и др.; - универсальности и взаимозависимости основных направлений патриотического воспитания, предполагающих целостный и комплексный подход к их реализации; - учета национальных, этнокультурных и других условий в формировании патриотических идей и ценностей, определяющих содержание и особенности патриотизма; - открытости и независимости оценки результатов реализации мер, направленных на патриотическое воспитание граждан. К субъектам патриотического воспитания отнесены: - государственные и другие органы, осуществляющие управление в сфере патриотического воспитания граждан; - трудовые, творческие, научные, воинские и другие коллективы; - образовательные организации; - организации культуры; - общественные, общественно-государственные организации (объединения) граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; - религиозные организации (объединения) различных конфессий; - средства массовой информации; - семья; - граждане. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, к приоритетным направлениям государственной национальной политики Российской Федерации отнесено развитие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, а также совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества. Согласно Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путем поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. В целях укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам. К основным задачам Управления отнесено: а) информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по определению основных направлений государственной политики в области патриотического воспитания; б) подготовка, обобщение и представление Президенту Российской Федерации материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработке и реализации общественных проектов в этой области; в) организация и обеспечение взаимодействия главы государства с общественными объединениями и иными структурами гражданского общества; г) информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, общественных объединений и иных структур гражданского общества об основных направлениях государственной политики в области патриотического воспитания, определяемых Президентом Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», которая является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В Программе отмечается, что в стране в основном создана система патриотического воспитания граждан. В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания. В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается. Основной целью Программы стало дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Для достижения этой цели должны были быть решены следующие задачи: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания; совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания; развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях. Механизм реализации Программы основывался на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятельности всех структур гражданского общества. Организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Головными исполнителями Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. В рамках Программы была учреждена ежегодная награда «Почетная грамота «За успехи в патриотическом воспитании» (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 258 «Об учреждении ежегодной награды «Почетная грамота «За успехи в патриотическом воспитании»), которая является поощрением за проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности, достигнутые успехи в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации. В соответствии с Положением о ежегодной награде «Почетная грамота «За успехи в патриотическом воспитании» Почетная грамота учреждается для награждения государственных служащих, работников культуры, искусства, образования, туристической сферы, органов по делам молодежи, специалистов по физической культуре и спорту, средств массовой информации, активистов Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России), организаторов патриотического воспитания. С ходатайством о награждении Почетной грамотой могут обращаться федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Росвоенцентр, ДОСААФ России. Общественные организации (объединения), научные и творческие союзы и организации на основе их собственных инициатив обращаются с ходатайством в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется деятельность, либо в федеральные органы исполнительной власти по ведомственной принадлежности или, при осуществлении деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, в Росвоенцентр и ДОСААФ России. Документы по награждению Почетной грамотой рассматриваются структурным подразделением Министерства культуры Российской Федерации, курирующим вопросы патриотического воспитания. Указанное структурное подразделение осуществляет предварительное рассмотрение представленных документов, при необходимости привлекает экспертов, оформляет проект приказа о награждении Почетной грамотой. Почетные грамоты подписывает Министр культуры Российской Федерации. Вручение Почетной грамоты производится в торжественной обстановке и приурочивается ко Дню России (12 июня). Почетную грамоту вручают руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также руководители общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций. Также из нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, в которых содержатся положения о патриотическом воспитании, следует отметить Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р. Указанный документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, под которой понимается направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала. Для достижения целей государственной молодежной политики согласно Основам необходимо формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи. В целях реализации этой задачи предусмотрено осуществление следующих мероприятий: создание и поддержка проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений; создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам; формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики; создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации, а также программах поддержки открытия собственного бизнеса. Следует также отметить Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее - Стратегия). Стратегия была разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»), в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Стратегия учитывает положения нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией. Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений. При этом Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Стратегией определено, что приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. В части развития социальных институтов воспитания Стратегией, в частности, предусмотрено: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры. В части поддержки общественных объединений в сфере воспитания Стратегией предполагается: улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержка общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей. В части патриотического воспитания и формирования российской идентичности Стратегией определено следующее: создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности; формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания; повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей; развитие музейной и театральной педагогики; поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей; повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий; создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает: содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей; использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством: воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Экологическое воспитание включает: развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Следует отметить, что положения Стратегии развивают механизмы, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что одной из задач образования является гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи. В Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р, отмечается, что в условиях сокращения численности призывного контингента и непринятия кардинальных мер по повышению качества подготовки граждан к военной службе (улучшение состояния здоровья граждан, совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий и создание современной системы военно-патриотического воспитания) в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в кадрах будут удовлетворяться на 60%, а в перспективе - на 50%. Установлено, что причинами создавшегося положения являются: - во-первых, начиная с первой половины 1990-х гг. в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной, информационной и других сфер фактически не осуществлялось военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием государственной поддержки. С принятием государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться; - во-вторых, анализ объемов финансирования региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, что говорит о большой разнице в подходах к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности организаторов военно-патриотического воспитания в регионах; - в-третьих, отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан; - в-четвертых, учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания - военно-патриотических объединений (клубов) является неудовлетворительным, особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности; - в-пятых, введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не помогло добиться желаемых результатов. Несмотря на то, что удалось достичь высокого охвата обучаемых (92%), качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким и др. Проведенный анализ нормативной правовой базы взаимодействия органов власти с общественными организациями позволяет сделать вывод о том, что, в общем, в Российской Федерации созданы правовые предпосылки для конструктивного взаимодействия органов власти с общественными организациями, закреплены основные принципы и формы взаимодействия. В то же время отмечаем, что успешная практика патриотического воспитания зависит от целого комплекса факторов, которые связаны в том числе с развитием системы образования в Российской Федерации, особенно истории страны, повышением престижа и качества воинской службы, социально-экономического развития стран Правовое управление Аппарата Совета Федерации
| |
|
Всего комментариев: 0 | |