ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА САО ГОРОДА МОСКВЫ

  • Главная
  • Регистрация
  • Вход
  • RSS
Уважаемый посетитель,ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Совета ветеранов войны и труда Северного административного округа города Москвы приветствует ВАС на нашем сайте!!!Руководитель Информационно-аналитического центра Совета ветеранов войны и труда САО города Москвы Валерий Сулемов.Sehr geehrter Besucher, begrüßt NEWS UND ANALYSE CENTER Vorstand des Krieges und der Arbeits Veteranen des Nord Landkreis Moskau Sie auf unserer Website! Leiter Informations-und Analysezentrum der Rat des Krieges und Arbeit Veterans CAO Stadt Moskau Valery Zulema. Dear visitor, NEWS AND ANALYSIS CENTER Board of war and labor veterans of the Northern Administrative District of Moscow welcomes you to our site! Leader Information and Analytical Center of the Council of War and Labor Veterans CAO city of Moscow Valery Zulema.Dear visitor, Council of Veterans of War and Labor Degunino Eastern District of the Northern Administrative District of Moscow welcomes you to our site! Chairman of war and labor veterans Eastern District Degunino CAO city of Moscow Valery Zulema.
Счётчики:
Проверка тиц:Ссылка на сайт:
Содержание
  • Информационно-аналитический центр Совета ветеранов САО сообщает...
  • УСТАВ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ
  • УСТАВ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ( продолжение)
  • ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОКРУЖНОГО СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ
  • Кодекс ветеранской этики
  • Положение о рабочей комиссии по этике
  • Состав Информационно-аналитического центра совета ветеранов САО г.Москвы
  • Состав Пресс-центра совета ветеранов САО г.Москвы
  • ФОТОАЛЬБОМЫ О ЖИЗНИ ВЕТЕРАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САО г.МОСКВЫ
  • ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ о работе окружной ветеранской организации
  • САЙТЫ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ и ТРУДА САО г.МОСКВЫ
  • Обратная связь
...
Категории раздела
Новости окружной ветеранской организации [1085] C сайта Президента России [32]
Календарь
«  Февраль 2015  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
  • 2012 Ноябрь
  • 2012 Декабрь
  • 2013 Январь
  • 2013 Февраль
  • 2013 Март
  • 2013 Апрель
  • 2013 Май
  • 2013 Июнь
  • 2013 Июль
  • 2013 Август
  • 2013 Сентябрь
  • 2013 Октябрь
  • 2013 Ноябрь
  • 2013 Декабрь
  • 2014 Январь
  • 2014 Февраль
  • 2014 Март
  • 2014 Апрель
  • 2014 Май
  • 2014 Июнь
  • 2014 Июль
  • 2014 Август
  • 2014 Сентябрь
  • 2014 Октябрь
  • 2014 Ноябрь
  • 2014 Декабрь
  • 2015 Январь
  • 2015 Февраль
  • 2015 Март
  • 2015 Апрель
  • 2015 Май
  • 2015 Июнь
  • 2015 Июль
  • 2015 Август
  • 2015 Сентябрь
  • 2015 Октябрь
  • 2015 Ноябрь
  • 2015 Декабрь
  • 2016 Январь
  • 2016 Февраль
  • 2016 Март
  • 2016 Апрель
  • 2016 Май
  • 2016 Июнь
  • 2016 Июль
  • 2016 Август
  • 2016 Сентябрь
  • 2016 Октябрь
  • 2016 Ноябрь
  • 2016 Декабрь
  • 2017 Январь
  • 2017 Февраль
  • 2017 Март
  • 2017 Апрель
  • 2017 Май
  • 2017 Июнь
  • 2017 Июль
  • 2017 Август
  • 2017 Сентябрь
  • 2017 Октябрь
  • 2017 Ноябрь
  • 2017 Декабрь
  • 2018 Январь
  • 2018 Февраль
  • 2018 Март
  • 2018 Апрель
  • 2018 Май
  • 2018 Июль
  • 2018 Август
  • 2018 Сентябрь
  • 2018 Октябрь
  • 2018 Ноябрь
  • 2018 Декабрь
  • 2019 Январь
  • 2019 Февраль
  • 2019 Март
  • 2019 Апрель
  • 2019 Май
  • 2019 Июнь
  • 2019 Август
  • 2019 Сентябрь
  • 2019 Октябрь
  • 2019 Ноябрь
  • 2020 Февраль
  • 2020 Май
  • 2020 Август
  • 2020 Сентябрь
  • 2020 Октябрь
  • 2020 Ноябрь
  • 2020 Декабрь
  • 2021 Январь
  • 2021 Февраль
  • 2021 Март
  • 2021 Апрель
  • 2021 Май
  • 2021 Июнь
  • 2021 Июль
  • 2021 Сентябрь
  • 2021 Октябрь
  • 2021 Ноябрь
  • 2022 Январь
  • 2022 Май
  • 2022 Июнь
  • 2022 Август
  • 2022 Сентябрь
  • 2022 Ноябрь
  • 2022 Декабрь
  • 2023 Январь
  • 2023 Апрель
  • 2023 Май
  • 2023 Сентябрь
  • 2024 Февраль
Наш опрос
Оцените мой сайт
Результаты | Архив опросов
Всего ответов: 66
ПОЗДРАВЛЯЮ День Победы
ВНИМАНИЕ!!!!!24 мая 2018 г на ПЛЕНУМЕ совета ветеранов войны и труда САО г.Москвы Председателем Совета ветеранов войны и труда САО г.Москвы избран БОГОВИК ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ!ВКЛЮЧИ РАДИО ! ПОСЛУШАЙ МУЗЫКУ...
Яндекс цитирования УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!24 мая 2018 г состоялся Пленум совета ветеранов войны и труда САО г.Москвы Председателем Совета ветеранов войны и труда САО г.Москвы избран Боговик Иван Сергеевич

Президент России

Правительство России

МИД России

ВНИМАНИЕ
  • Общественная палата Российской Федерации
  • Общественная палата города Москвы
  • Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации
  • История города
  • ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОСКВЕ
  • Департамент социальной защиты населения г.Москвы
  • Департамент образования города Москвы
  • Департамент здравоохранения города Москвы
  • Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы
  • Департамент культуры города Москвы
  • Департамент транспорта города Москвы
  • АГЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Главная » 2015 » Февраль » 5 » "Образование в СССР».
    14:52
    "Образование в СССР».

    Компаниец С.Г.

    Фронтовик Великой Отечественной войны

    ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

    на методическом семинаре лекторского состава МГСВ вооруженных сил, правоохранительных органов 25 января 2015 года.

    Тема: «Образование в СССР».

    Вопросы: 1. Краткое введение в историю образования в СССР.

    2. Этапы образования в СССР.

    3. Система народного образования в СССР. Виды и формы

    народного образования.

    Введение.

    При изложении темы не избежать таких терминов и их определений как, например, грамотность, ликбез, всеобуч, образование, наука, культура.

    Грамотность происходит от греческого grammata – чтение и письмо. Понятие грамотность представляет определенную степень владения навыками устной и письменной речи и является одним из показателей культурного уровня населения. Для оценки состояния образования в СССР после Великой Октябрьской социалистической революции не избежать сравнения грамотности с дореволюционной царской Россией. Тогда в условиях низкого уровня школьного образования (в основном церковно- приходские и частные школы) грамотными считались лица, умеющие только читать, а об умении писать - это было привилегией только богатых. Многие народы и народности царской империи не имели даже своей письменности.

    Образование. Понятие образование в БСЭ (М.1974) представлено как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколений к поколению всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно- исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладении трудовыми навыками и умениями.

    Образование - это необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею.

    Слово культура употребляется для обозначения исторически определенного уровня развития этого общества и человека, выраженного в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому применительно к названию темы настоящего семинара мы будем иметь ввиду советскую культуру в СССР - национальную по форме и социалистическую по содержанию.

    Наука - это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие наука включает в себя как деятельность по получения нового знания, так и результат этой деятельности. Так или иначе наука представляет собой высшую культурную ценность.

    Обобщая кратко приведенные выше термины и определения в теме «Образование в СССР», все они взаимосвязаны и воплощают в себе главные элементы диалектического единства в содержании и курсе образования, получившего в СССР наименование народного.

    Этапы развития образования в СССР.

    Еще до Великой Октябрьской социалистической революции в своей первой политической программе РСДРП от 1903 года одной из главных задач была обоснована и поставлена ликвидация существовавшей общей безграмотности всего населения России и ее окраин.

    В.И.Ленин в 1913 году (п.собр.соч. 5 изд., т.23, стр.127) писал: « Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знаний, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России…. Четыре пятых молодого поколения обречены на безграмотность крепостническим государственным устройством России».

    Только после Великой Октябрьской социалистической революции в стране было введено всеобщее обучение, т.е. «всеобуч», обязательное обучение всех без исключения детей определенного возраста в общеобразовательных школах, дающих определенный минимум знаний.

    Первым декретом в России о введении «всеобуча» было Постановление ВЦИК в октябре 1918 года об утверждении «Положения о единой трудовой школе РСФСР». Им узаконивалось обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах первой и второй ступеней.

    Восьмой съезд ВКП (б) принял программу коммунистической партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профобразования для лиц от 17 – летнего возраста.

    20 августа 1923 года СНК РСФСР принял решение приступить к разработке плана Всеобщего обучения.

    31 августа 1925 года ВЦИК и СНК РСФСР принятым Постановлением определили конечный срок введения начального всеобщего обучения в Российской Федерации 1933/1934 учебный год. Аналогичные законы были приняты правительствами Украинской ССР (5 августа 1925 г.), Белорусской ССР (7 апреля 1926 г.).

    В соответствии с решениями 16 съезда ВКП(б) (1930 год), Постановлением ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года, ЦИК и СНК СССР приняли 14 августа 1930 года Постановление «О всеобщем начальном обязательном обучении». В этот период была внедрена обязательная форма обучения для всего неграмотного населения, получившая название «ликбез».

    Помню в тот период, когда я учился в первом классе начальной школы, моя мама в этой же школе в 1933 – 34 г.г. посещала занятия по обязательному «ликбезу», как не умевшая до этого ни читать, не писать и считать не более до ста. У нас с мамой был один и тот же сельский учитель, единственный на наш поселок и на нашу начальную из четырех классов школу – Джима Федор Петрович. Это мой первый учитель, которому я обязан своей судьбой за то, что он привил мне с первого класса любовь к чтению художественной литературы. Мне, тогда 8-9 мальчишке, он предоставил в пользование всю свою домашнюю библиотеку.

    Мой отец, работавший кузнецом в зерносовхозе им.Электрозавода, имевший 4- х классное образование церковно- приходской школы, в 1930-37 г.г. постоянно посещал вечерние курсы повышения общего и политехнического образования при средней школе в этом же совхозе.

    Всегда помню, он приходил после работы и с занятий вечером и с интересом объяснял маме и нам детям о понятиях в химии, о коррозии металлов, газообразных состояниях, что такое водород и таблица Менделеева. Об этом он получал знания на обязательных в то время занятиях, организованных для всех рабочих совхоза - механизаторов, слесарей, кузнецов, токарей, литейщиков, работавших в разных цехах центральных ремонтных мастерских автотракторного и комбайнового парков зерносовхоза в степях Оренбургской области.

    В БСЭ (изд.М.1974, т.5) приведены данные динамики учащихся в общеобразовательных школах Советского Союза всех видов (в тысячах человек ) на начало учебного года:

    Таблица № 1

    1914 -15 г.г.

    1940-41 г.г.

    1969-70 г.г.

    СССР - всего

    9656

    35552

    49426

    в том числе:

    РСФСР

    5684

    20633

    25795

    Украинская ССР

    2607

    6830

    8480

    Белорусская ССР

    489

    1737

    1852

    Узбекская ССР

    18

    1325

    3154

    Казахская ССР

    105

    1148

    3141

    Грузинская ССР

    157

    767

    1046

    Азербайджанская ССР

    73

    695

    1394

    Литовская ССР

    118

    380

    573

    Молдавская ССР

    92

    440

    795

    Латвийская ССР

    172

    242

    353

    Киргизская ССР

    7

    334

    751

    Таджикская ССР

    0,4

    315

    740

    Армянская ССР

    38

    333

    635

    Туркменская ССР

    7

    252

    536

    Эстонская ССР

    92

    121

    211

    Успехи всеобщего образования в СССР на уровнях начальной, неполной средней и средней школы приведены в таблице № 2.

    Численность учащихся в классах общеобразовательной школы (миллионов человек на на начало учебного года).

    Таблица № 2

    Классы

    1914/15

    1940/41

    1969/70

    1- 4 -й

    9,0

    21,7

    21,2

    5-8- й

    0,5

    12,5

    20,7

    9 -10 (11) -й

    0,1

    1,3

    7,4

    В довоенные и послевоенные годы в СССР наряду со средним образованием получили развитие такие формы народного образования как средние специальные учебные заведения, профессионально- технические училища. В них поступали около 80 % учащихся после окончания восьми классов в дневных школах.

    Система народного образования в СССР.

    В 1971 году 24 съезд КПСС издал директиву в девятой пятилетке завершить переход на всеобщее среднее образование. Наиболее перспективным решением этой задачи стало развитие сети профтехучилищ, дающих среднее образование (при сохранении ведущей роли общеобразовательной школы).

    В СССР были созданы всесторонние государственные гарантии развития всеобщего среднего образования: права граждан на образование независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания и социального положения, установленного Конституцией СССР; обязательность и бесплатность обучения; государственная система учебно- воспитательных учреждений; наличие различных учебных заведений, дающих среднее образование,

    - средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа,

    - вечерняя (сменная) и заочная школа для работающей молодежи, средние специальные учебные заведения, профтехучилища (ПТУ, СПТУ), школы для обучения детей с дефектами умственного и физического развития;

    - единство и преемственность всех типов учебных заведений, возможности беспрепятственного перехода из низших ступеней в высшие, т.е. отсутствие школ тупиков;

    - территориальная доступность школ всем учащимся, обучение на родном или другом языке народов СССР;

    - совместность обучения лиц обоего пола;

    - государственный учет детей школьного возраста и контроль посещения ими школьных занятий;

    - укомплектование школ учителями соответствующей квалификации;

    - строительство и содержание школ за счет государства;

    - государственная помощь учащимся, разносторонняя помощь школе со стороны общественности.

    В системе образования СССР важную роль имеет институт высшей школы - структурная часть, образующая систему высшего образования.

    Высшее образование это совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры.

    Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного рода высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения.

    Система народного образования в СССР находит свое воплощение в структуре органов государственного управления образованием. Так все органы государственного управления образования в СССР с самого низа от района и до верху - отделы, управления, комитеты, министерства именуются «народного образования».

    Обобщая вышеизложенное. следует отметить, что основной путь получения образования в СССР - обучение в различных учебных заведениях, хотя не исключалось освоение знаний, умственное развитие самообразования в ходе общественно трудовой деятельности, восприятие культурно – воспитательных мероприятий и др. советской действительности.

    Содержание и уровень образования в СССР определялись требованиями революционного процесса построения нового социалистического строя, государственного и общественного производства, обусловленных состоянием общественных производственных отношений, состоянием науки, техники, культуры, а также уровнем развитием школьного дела и педагогической науки.

    Советская система образования отвергла сословно- классовый характер буржуазной школьной системы образования с присущим ей ограничением уровня образования для детей трудящихся, с большим удельным весом частных и церковно - приходских школ, и установила такие принципы образования как:

    - равенство всех граждан на образование, обязательность образования для всех детей и подростков; государственный и общественный характер учебно – воспитательных учреждений, свобода выбора языка обучения, бесплатность обучения, содержание части обучающихся на полном государственном обучении, системы стипендий для учащихся и др.;

    - единство системы мер народного образования и преемственность всех типов учебных заведений;

    - единство обучения и коммунистического воспитания;

    - сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи;

    - связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой социалистического строительства;

    -научный характер образования, его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техник, культуры;

    -гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания;

    -совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования, исключающий влияние религии.

    Образование в СССР имело различие: общее и специальное. Общее образование давало знания, умение и навыки, необходимые каждому человеку, независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное - необходимое работнику, определенной профессии и квалификации.

    В неразрывной связи с общим образованием в СССР было развито политехническое образование, имеющее большое социальное и народнохозяйственное значение, как база всестороннего развития личности в советском обществе и как необходимая предпосылка для овладения любой профессией на уровне современных достижений науки, техники, культуры.

    Общее обязательное образования являлось необходимой основой специального включающего ряд отраслей: горная, радиотехническая, строительная, математическая, энергетическая, сельскохозяйственная, медицинская, историческая, педагогическая и др.

    По своему уроню специальное образование делилось на высшее образование, среднее специальное, профессионально-техническое, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве.

    Все изложенное выше образование в СССР регулировалось и регламентировалось «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» ( 1973 год.).

    Советское образование имело также идейную направленность программ, учебников и системы преподавания, вооружая учащихся подлинно научными знаниями на основе методологии марксистко-ленинского диалектического и исторического материализма в соответствии с тенденциями быстро растущего научно-технического прогресса и требованиями развивающегося народного хозяйства.

    Образование в СССР являлось органическим элементом советской социалистической демократии, законодательно закрепленной в Конституции СССР и Конституциях союзных республик, обеспечением широким развитием сети школ различных типов, высших и средних специальных учебных заведений. Изложенная система образования в СССР имела идейную направленность решения задачи по созданию предпосылок для различия между умственным и физическим трудом.

    Ныне в России просто с удивлением приходиться читать и воспринимать информацию о состоянии образования, когда множество детей подростков не учатся, а окончившие специальные ВУЗы и колледжи получают т.н.свободный диплом без трудоустройства и часто пополняют армию безработных.

    Тем временем под предлогом т.н. «оптимизации» в России набирает обороты процесс объединения и сокращения учебных заведений, подталкивающий к курсу на образование частных платных школ и учебных заведений, увеличивается нагрузка на учителей и преподавателей в результате сокращения их штатной численности. У автора этих строк остается впечатление от убогости одной частной школы, куда я дважды был приглашен провести урок мужества со старшеклассниками. Эта частная средняя школа размещена в типовом здании бывшего детского сада. Уже сам этот факт не впечатляет, а удручает.

    В советской системе школьного образования находил воплощение принцип сочетания обучения с трудовым воспитанием. Всегда помню мою сельскую начальную школу, где я начинал учиться в 1934 году. При школе были конюшня я для 3-х лошадей, коровник, мы дети участвовали в уходе за ними, жеребятами и телятами. А в весеннее – летний период функционировал наш школьный огород, где мы участвовали во всех работах по весенней посевной огородных культур для школьной столовой. Обеденный перерыв был после двух школьных уроков продлен до 45 минут для бесплатного школьного обеда. О том, какое было тогда время, представьте теперь, мы в летние месяцы ходили босиком. И все равно считаю моим везением и гордостью, что я родился в советское время (1926 г.) стал учеником этой советской начальной школы. А моим учителем был, привившим мне босоногому тогда мальчишке любовь к чтению художественной литературы. И поныне помню мои первые книжки, их названия и авторов. И поныне помню, тогда мне было уже десять лет, 18 июля 1936 года утром меня разбудила мама: «Вставай, большая беда, умер твой любимый писатель Горький».

    Мой первый учитель, как только началась Великая Отечественная война, был призван в армию, также как и многие другие учителя - мужчины нашей школы. На смену им пришли учителя из числа эвакуированных из районов, угрожавших немецкой оккупации Белоруссии и Украины. Учителя - женщины. Из числа учителей - мужчин с войны вернулись только двое. В школе стал преобладать несколько феминистский стиль воспитания учащихся, хотя в сущности это не отразилось на советских принципах школьного воспитания и образования. Тем не менее - это последствие войны.

    Всю систему послевоенного образования в СССР я прошел лично поэтапно и последовательно. Вынужденно прерванное войной образование с восьмого класса в 1942 году пришлось восполнять после войны в вечерней средней школе рабочей молодежи. С получением аттестата зрелости получил путь поступления в ВУЗ. Без лишней скромности могу заявить, что я горжусь советским образованием, которое ныне даже наши идейные противники Советского Союза вынуждены признать советское образование самым лучшим в мире, поистине народным образованием.

    Источники:

    1.​ БСЭ СССР. М.1974. изд.3, т.т.5, 7,13,17,18

    2.​ В.И.Ленин. полн.собр.соч., изд.5, стр.127.

    3.​ Декрет, Постановление ЦИК от 18/10 -1918 г. «Положение о единой трудовой школе в РСФСР.»

    4.​ Программа 8 съезда ВКПБ. «Программа общего обязательного и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и развития профобразования для лиц от 17 возраста».

    5.​ Постановление СНК РСФСР от 20/8 – 1923 г. «О разработке плана всеобуча».

    6.​ Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 31/8 -1925 г. «О конечном сроке введения начального всеобщего обучения 1933/1934 г.г.»

    7.​ Решение 17-го съезда ВКП(б) (1930 г.).

    Компаниец С.Г.

    03 января 2015 года

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    Категория: Новости окружной ветеранской организации | Просмотров: 646 | Добавил: Председатель | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2025 |